Золотой век меценатства: Савва Мамонтов
24.02.2018
Конец XIX — начало XX веков с полным правом могут быть названы «золотым веком» русского меценатства, эпохой его подлинного расцвета. И эта эпоха была связана главным образом с деятельностью именитых купеческих династий, давших стране «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.
Савва Иванович Мамонтов — один из ярчайших представителей меценатства на рубеже веков.
Унаследовав от своего отца, Ивана Фёдоровича Мамонтова, пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги, Савва Мамонтов являлся признанным членом московского купечества. Предпринимательская деятельность с юности давалась ему нелегко, однако, осознавая общественную важность своей деятельности, бросить работу он не мог. Так, в 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством. В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги (ныне Северная железная дорога) приняло решение продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.
В то же время его душа с ранних лет тянулась к искусству. В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, впоследствии ставшей его женой. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. После смерти отца Саввы Мамонтова, он и его супруга решили приобрести свой дом за городом. Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова, супруги осмотрели дом в Абрамцево. Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели его. Впоследствии они перестраивали дом и неустанно благоустраивали усадьбу, создавая надежное и уютное пристанище для себя и своих гостей — близких по духу людей, преимущественно художественного круга.
С этого и началось особого рода меценатство Саввы Ивановича: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков. Можно смело сказать, что усадьба Абрамцево в 1870—1890 годах стала центром художественной жизни России.
Работы известных художников (Васнецов, Репин, Поленов, Серов и другие), написанные в Абрамцево в конце XIX — начале XX веков.
Портрет С. И. Мамонтова кисти М. А. Врубеля
Однако Савва Мамонтов поддерживал не только художников. Широкую известность приобрела так называемая «Мамонтовская опера» (Московская частная русская опера): под этим названием объединяли частные театральные коллективы, выступавшие на сцене театра Солодовникова с 1885 по 1904 год при финансовой и организационной поддержке Саввы Ивановича.
Одним из крупнейших достижений Московской частной русской оперы стало формирование как состоявшегося артиста гения русской оперной сцены — Федора Ивановича Шаляпина.
Шаляпин вспоминает о своей работе в Мамонтовской опере:
«С. И. Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!» Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия.»
На годы выступлений Шаляпина в Мамонтовской опере (он пробыл солистом четыре сезона — с 1896 по 1899) пришёлся взлёт его артистической карьеры. Сам Шаляпин отмечал важность этого времени: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». Покровительство Мамонтова дало возможность таланту Шаляпина раскрыться в полной мере.
Один сезон в 1897 году в Частной русской опере отработал вторым дирижёром молодой С. В. Рахманинов. Вот как описывает Рахманинов опыт своей работы:
«Мамонтов был рождён режиссёром, и этим, вероятно, объясняется, почему его главный интерес сосредоточился на сцене, декорациях и на художественной постановке. Он выказал себя в этой области настоящим мастером и специалистом дела и окружил себя такими талантливыми сотрудниками, как художники Серов, Врубель и Коровин. Много раз я слышал, как Мамонтов давал советы даже Шаляпину. […] Что касается чисто музыкальной стороны предприятия, то есть оркестра и хора, то ими Мамонтов интересовался меньше. Он никогда не вмешивался в нашу работу, за исключением, впрочем, тех случаев, когда первый дирижёр, итальянец Эспозито, или я, второй дирижёр, просили разрешить нам лишнюю репетицию: много раз Мамонтов отказывал нам в этой просьбе. […] Все эти характерные особенности мамонтовской антрепризы бросались в глаза в каждом представлении: всегда очень интересная, свежая и оригинальная постановка и в то же время недостаточно срепетированный оркестр, плохо разученные хоры и множество мелких дефектов, как опаздывание в поднятии занавеса, слишком длинные антракты и т. п. […] Например, [в опере «Садко»] доска, по которой Садко должен был отправиться в царство Морского царя, будучи брошенной с корабля Садко, ударилась о «воду» — пол сцены — с невероятным грохотом; или ещё: одна из больших рыб в сцене подводного царства спокойно проплывала через сцену, будучи обращена своею обратной стороной к публике… И несмотря на всё это, успех новой оперы Римского-Корсакова был огромный.»
В 1899 году по результатам проверки на Московско-Ярославской железной дороге Савва Мамонтов был обвинен в растрате денег. Дело дошло до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Н. В. Муравьёв целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.
В тюрьме Савва лепил скульптуры охранников по памяти. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.
Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей — творцов.
Савва Иванович Мамонтов скончался 6 апреля 1918 года и был похоронен в Абрамцево. На фоне событий, потрясавших страну, его смерть оказалась почти незамеченной.
По материалам из открытых источников.
Добавьте комментарий