главная

Золотой век меценатства: Савва Мамонтов

Конец XIX — начало XX веков с полным правом могут быть названы «золотым веком» русского меценатства, эпохой его подлинного расцвета. И эта эпоха была связана главным образом с деятельностью именитых купеческих династий, давших стране «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.

Савва Иванович Мамонтов — один из ярчайших представителей меценатства на рубеже веков.

Унаследовав от своего отца, Ивана Фёдоровича Мамонтова, пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги, Савва Мамонтов являлся признанным членом московского купечества. Предпринимательская деятельность с юности давалась ему нелегко, однако, осознавая общественную важность своей деятельности, бросить работу он не мог. Так, в 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством. В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги (ныне Северная железная дорога) приняло решение продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

В то же время его душа с ранних лет тянулась к искусству. В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, впоследствии ставшей его женой. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. После смерти отца Саввы Мамонтова, он и его супруга решили приобрести свой дом за городом. Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова, супруги осмотрели дом в Абрамцево. Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели его. Впоследствии они перестраивали дом и неустанно благоустраивали усадьбу, создавая надежное и уютное пристанище для себя и своих гостей — близких по духу людей, преимущественно художественного круга.

С этого и началось особого рода меценатство Саввы Ивановича: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков. Можно смело сказать, что усадьба Абрамцево в 1870—1890 годах стала центром художественной жизни России.

Работы известных художников (Васнецов, Репин, Поленов, Серов и другие), написанные в Абрамцево в конце XIX — начале XX веков.

Портрет С. И. Мамонтова кисти М. А. Врубеля

Однако Савва Мамонтов поддерживал не только художников. Широкую известность приобрела так называемая «Мамонтовская опера» (Московская частная русская опера): под этим названием объединяли частные театральные коллективы, выступавшие на сцене театра Солодовникова с 1885 по 1904 год при финансовой и организационной поддержке Саввы Ивановича.

Одним из крупнейших достижений Московской частной русской оперы стало формирование как состоявшегося артиста гения русской оперной сцены — Федора Ивановича Шаляпина.

Шаляпин вспоминает о своей работе в Мамонтовской опере:

«С. И. Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!» Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия.»

На годы выступлений Шаляпина в Мамонтовской опере (он пробыл солистом четыре сезона — с 1896 по 1899) пришёлся взлёт его артистической карьеры. Сам Шаляпин отмечал важность этого времени: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». Покровительство Мамонтова дало возможность таланту Шаляпина раскрыться в полной мере.

Один сезон в 1897 году в Частной русской опере отработал вторым дирижёром молодой С. В. Рахманинов. Вот как описывает Рахманинов опыт своей работы:

«Мамонтов был рождён режиссёром, и этим, вероятно, объясняется, почему его главный интерес сосредоточился на сцене, декорациях и на художественной постановке. Он выказал себя в этой области настоящим мастером и специалистом дела и окружил себя такими талантливыми сотрудниками, как художники Серов, Врубель и Коровин. Много раз я слышал, как Мамонтов давал советы даже Шаляпину. […] Что касается чисто музыкальной стороны предприятия, то есть оркестра и хора, то ими Мамонтов интересовался меньше. Он никогда не вмешивался в нашу работу, за исключением, впрочем, тех случаев, когда первый дирижёр, итальянец Эспозито, или я, второй дирижёр, просили разрешить нам лишнюю репетицию: много раз Мамонтов отказывал нам в этой просьбе. […] Все эти характерные особенности мамонтовской антрепризы бросались в глаза в каждом представлении: всегда очень интересная, свежая и оригинальная постановка и в то же время недостаточно срепетированный оркестр, плохо разученные хоры и множество мелких дефектов, как опаздывание в поднятии занавеса, слишком длинные антракты и т. п. […] Например, [в опере «Садко»] доска, по которой Садко должен был отправиться в царство Морского царя, будучи брошенной с корабля Садко, ударилась о «воду» — пол сцены — с невероятным грохотом; или ещё: одна из больших рыб в сцене подводного царства спокойно проплывала через сцену, будучи обращена своею обратной стороной к публике… И несмотря на всё это, успех новой оперы Римского-Корсакова был огромный.»

В 1899 году по результатам проверки на Московско-Ярославской железной дороге Савва Мамонтов был обвинен в растрате денег. Дело дошло до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Н. В. Муравьёв целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Савва лепил скульптуры охранников по памяти. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.

Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей — творцов.

Савва Иванович Мамонтов скончался 6 апреля 1918 года и был похоронен в Абрамцево. На фоне событий, потрясавших страну, его смерть оказалась почти незамеченной.

По материалам из открытых источников.

Добавьте комментарий

Комментарий появится на сайте после проверки модератором
Чтобы не пропустить ничего интересного, подпишитесь на нашу рассылку: