главная

Мистические течения на рубеже эпох: в поисках новой духовности

Интереснейшей темой, изучение которой открывает для внимательного читателя многое в отношении культурной жизни России начала XX века, является тема мистики и оккультизма и ее влияния на творчество знаменитых российских поэтов, композиторов и иных людей искусства. Несомненно, что пробуждение подобных веяний напрямую связано с самой атмосферой предреволюционной России и мира.

Николай Бердяев в своей статье «Мутные лики» так описывает эту атмосферу «предчувствования» и «прозрения», охватившего российских мыслителей задолго до реального наступления великих политических и социальных революционных трансформаций:

«Недоконченные воспоминания Андрея Белого об А. Блоке читаются с захватывающим интересом. Хотя в центре этих воспоминаний стоит личность А. Блока, но они безмерно шире своего названия. И тема этих воспоминаний очень глубока. Это — тема о зорях, увиденных в начале века душами поэтов, чутких к грядущему, настроенных профетически…»

И далее:

«Изумителен профетический характер русской литературы. В течение всего XIX века она полна предчувствий грядущей революции, она необычайно чутка к подземным гулам. Пушкина ещё волновала возможность революции в России, и он предвидел её характер. Лермонтов пишет потрясающее стихотворение: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет». Тютчев все время обеспокоен был проблемой мировой революции. Константин Леонтьев в 80-е годы, в эпоху кажущегося благообразия русской монархии, предсказывает, что Россия заразит коммунизмом Европу и поведет в Европу зараженный коммунизмом Китай. Наконец, Достоевский является уже настоящим пророком русской революции, он до глубины изобличает её духовные первоосновы и дает её образы…»

Известно, что конец XIX – начало XX века в России стали периодом небывалого расцвета всевозможных оккультных и мистических учений.

Никому не известная до начала своей переписки с Владимиром Соловьевым нижегородская журналистка Анна Шмидт, полагавшая себя новым воплощением Марии Магдалины — Церкви — Мировой души на Земле, пишет книгу «Третий завет», про которую 16 лет спустя, на пороге революции, тот же Николай Бердяев скажет: «Книга Шмидт будет признана одним из самых замечательных явлений мировой мистической литературы».

Сильный медиум, поляк Ян Гузик на рубеже веков увлекает своими спиритическими сеансами огромную часть «творческой интеллигенции» Москвы и Санкт-Петербурга.

Елена Блаватская, автор монументального труда «Тайная доктрина», соучредитель Теософского общества, безусловно, ярчайшая фигура российского эзотерического течения, оказывает сильное влияние не только на дальнейшее развитие Серебряного века российской поэзии, но и российской музыкальной культуры и изобразительного искусства. К примеру, большой интерес к ее работам испытывают Александр Скрябин и Владимир Кандинский.

Кружок литераторов и университетских профессоров, поставивших своей целью научное обоснование спиритизма  — будущие издатели популярного журнала «Ребус». Последовательница Блаватской, активная участница российского оккультного движения Анна Рудольфовна Минцлова, оказавшая немалое внимание на творчество Вячеслава Иванова…

Среди самых знаменитых русских поэтов начала XX века, пожалуй, немного нашлось бы тех, кто не был бы захвачен изысканиями в сфере оккультизма. Наиболее очевидна здесь, конечно, личность Николая Гумилева, все творчество которого пронизано мистикой. В своем исследовании «Русская литература начала XX века и оккультизм» Н. А. Богомолов подробно пишет об очевидном факте знакомства Гумилева с работами Поюса и Элифаса Леви, о перекличке его творчества с творчеством Генри Райдера Хаггарда, о его глубоком знакомстве с масонской мифологией, о его концепции развития цивилизации, долженствующего привести в конечном итоге к царствованию друидов:

Земля забудет обиды
Всех воинов, всех купцов,
И будут, как встарь, друиды
Учить с высоких холмов.
(Н. Гумилев)

Глубоко мистическими откровениями пронизана поэзия Александра Блока, про которого Андрей Белый в своих воспоминаниях напишет: «…апокалиптическое настроение преобладало в нем явственно; апокалиптическое настроение было формой всегда ему свойственного максимализма; апокалиптик он был в своем кровном переживании жизни».

Не утоленная кровавыми струями,
Безмолвствует земля.
Иду вперед поспешными шагами,
Ищу от жертв свободные поля.

Но, как в темнице узник заключенный,
Ищу напрасно: ировь и мрак!
Лишь там, в черте зари окровавленной —
Таинственный, еще невнятный знак.
(А. Блок)

Глубоко мистичны и символичны стихи Владимира Соловьева с его культом Софии, оказавшим большое влияние на многих его коллег по поэтическому «цеху»:

…Знайте же: вечная женственность ныне
В теле нетленном на землю идет.
В свете немеркнущем новой богини
Небо слилося с пучиною вод.

Всё, чем красна Афродита мирская,
Радость домов, и лесов, и морей,—
Всё совместит красота неземная
Чище, сильней, и живей, и полней.

К ней не ищите напрасно подхода!
Умные черти, зачем же шуметь?
То, чего ждет и томится природа,
Вам не замедлить и не одолеть.

Гордые черти, вы всё же мужчины,—
С женщиной спорить не честь для мужей.
Ну, хоть бы только для этой причины,
Милые черти, сдавайтесь скорей!
(Вл. Соловьев)

Много сил, души, времени и усилий положил на алтарь теософии Константин Батюшков.

И это только несколько примеров подобного рода влияний, которые показывает нам краткая подборка произведений российских поэтов того времени.

И в заключении вернемся еще раз к статье Николая Бердяева:

«Русские ждут нового Откровения, откровения Духа, явления Софии, чувствуют себя пронизанными мистическими токами, отдаются зовам неведомого, таинственного Грядущего, склоняются перед мистичностью русской народной стихии, русской земли. Это с трудом понимают западные люди. Западные люди ставят перед собою активную задачу и делают духовные усилия осуществить её. Их мистика научает их путям духовного восхождения. Их теософия учит их развивать новые органы восприимчивости. Они менее всего понимают состояние ожидания, пассивного мистического трепета перед грядущим. Они или делают революцию, или борются против нее, но не отдаются пассивно её неизреченному мистическому смыслу. Русские же мальчики, настроенные мистически, ждут откровения грядущего, устремляют взоры к новым зорям, ощущают себя окутанными мистической стихией, смысл которой остается для них духовно непонятным и невыразимым…»

«…Когда разразилась революционная буря, А. Блок и А. Белый не в силах были проявить мужественной активности духа, не могли различить духов, они оказались окутанными иррациональной стихией революции, пронзенными её токами, они пассивно ей отдались и пытались увидеть в революции Её, с которой ждали свиданий. Не есть ли это явление того, что они так долго ждали в пассивном состоянии, что предчувствовали ещё тогда, когда в начале века увидели новые зори? Как это соблазнительно, как это утешительно! Наконец что-то великое случилось, таинственная стихия развернулась, противиться ей нет сил. Это — вечно женственная стихия, премудрая в своей глубине, софийная стихия. Она кажется безобразной лишь на первый взгляд, лишь для рационалистического сознания. От нее нужно ждать правды и красоты новой жизни».

Николай Бердяев, в попытке подвергнуть критике «незрелый» духовный опыт своих современников, ставящих мистицизм выше истинной религиозности, на деле всего лишь показывает в своей статье некий феномен поистине космической «чуткости», присущий русскому искусству. Можно называть это ребячеством, можно – наивностью. Но, так или иначе, душа русского поэта, композитора, художника ищет чуда и тайны, ищет возможности служения и постижения, выраженных в вольной форме, не скованной рамками обрядности, догм и иных условностей. И, вероятно, именно в моменты глобальных катастроф это чувство стократ обостряется. Поистине, то же самое можно сказать и о нашем времени, как ни оскудело оно творчеством и верой в высшее начало по сравнению с культурой столетней давности. Дух жив, дух ищет, и, возможно, именно это окажется подспорьем в моменты тяжелых испытаний – как оно всегда было, есть и будет в русской истории.

Марина Грашина, специально для проекта «Россия на стыке эпох. Культурные острова»

Добавьте комментарий

Комментарий появится на сайте после проверки модератором
Чтобы не пропустить ничего интересного, подпишитесь на нашу рассылку: